МБОУ СОШ №8
село Сенгилеевское Шпаковского района Ставропольского края
  • Дьяченко Григорий Архипович

     В станице Сенгилеевской   20 января 1920 года   родился    Дьяченко Григорий Архипович.  Он   вырос в дружной многодетной семье. Образование  - 4 класса. Работал в колхозе, окончил курсы шофёров.  Родители    привили ему  любовь к труду. Администрация колхоза неоднократно поощряла    грамотами и подарками за добросовестную работу.
    В 1940 году Григорий Архипович пошёл служить в армию. Служба проходила на Дальнем Востоке, там же он узнал о начале Великой Отечественной войны.  Но до 1942 года их часть не отправляли на фронт.  Так как долгое время сохранялась угроза войны на два фронта, с Германией и   Японией. И только  в марте 1942 года часть, в которой служил  Григорий Архипович, была направлена на Воронежский фронт. Где он впервые  узнал, что такое контрнаступление и принял боевое крещение.  
    Историческая справка.
    Воронежский фронт был образован для удобства управления войсками, действовавшими на воронежском направлении.
    Немецко-фашистские войска устремились к Воронежу. Именно там, уже летом 1941года, промышленные предприятия наладили массовое производство военной продукции. Рабочие завода имени Коминтерна освоили изготовление ре¬активных установок — "Катюша". Первая такая установка была выпущена 2 июля 1941 г. Воронежский авиационный завод  приступил к выпуску самолетов –штурмовиков  Ил-2.  Продукцию для фронта давали и другие воронежские заводы. Этот город для нашей армии имел большое стратегическое значение. 
    На Воронежском фронте  Григорий Архипович  вместе с остальными солдатами  участвовал в подготовке  обороны города Воронежа. Они рыли окопы, строили укрепления. Он  был зачислен в состав 119 стрелковой  бригады   40 армии в качестве рядового солдата.
    Солдаты заняли оборону  на берегу реки Кшень. Но неожиданно появились немецкие самолёты. Части 119 стрелковой бригады были подвергнуты ожесточенной бомбардировке с воздуха, продолжавшейся  несколько часов. Личный состав стойко переносил воздушные налеты, открывая массированный огонь из всех видов оружия по самолетам противника, в результате чего было сбито 4 самолета. 
    Как вспоминает Григорий Архипович, потери личного состава бригады от воздушной бомбардировки были незначительны и в основном бомбы  падали на обозы и конный состав.
    Было приказано отступать через реку на другой берег. Григорий Архипович   и ещё несколько солдат переправились через реку, добрались до ближайшей деревни. 
    В поле паслись лошади,  на них  они прискакали на железнодорожную станцию Кшень.
    Там из остатков стрелковых бригад  была сформирована резервная бригада, в составе которой он  был направлен на Закавказский фронт.  
    Начальник штаба   Воронежского фронта генерал М.И. Казаков, оценивая боевые действия частей 40-й армии в июне-июле 1942 г., вспоминал: «Стойко выдержали натиск противника и некоторые соединения 40-й армии, в частности 111-я и 119-я отдельные стрелковые бригады…»
       На Закавказском фронте в составе резервной бригады  Григорий Архипович принимал участие в Туапсинской оборонительной операции в качестве водителя.  В этой военной операции участвовали семнадцатая  армия, в которую входило  свыше 162 тысяч  человек, 147 танков и штурмовых opудий, 1316 opудий и 950 миномётов и восемнадцатая армия, в составе которой было 132 тысячи человек, 244 opудия и 362 миномёта. Обе  армии  необходимо было снабжать боеприпасами, продовольствием, подвозить солдат на передовую. Без шофёра и его машины не обойтись в то суровое время. Получается, что шофёр на фронте - самый важный человек.  Григорий Архипович  получил медаль «За оборону Кавказа».
    Ему приходилось сидеть за рулём и «Полуторки», и ЗИС-5, и даже американского Форда-6.
    Как рассказывает  Григорий Архипович, самой неудобной была  «Полуторка». С начала  войны автомобиль сильно модернизировали, чтобы удешевить и ускорить производство. О комфорте водителя никто и не думал. Так  практически сразу с автомобиля исчезли правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, а также клаксон и передние тормоза. Кабина изготавливалась из досок и фанеры. Более удобным был автомобиль  ЗИС-5. По грузоподъёмности его называли «Трёхтонка». А на фронте  чаще всего просто «Захар Иванович». Главное внимание при разработке «Трёхтонки» уделялось  упрощению автомобиля и повышению его ремонтопригодности.  По мнению  Григория Архиповича, он обладал большей проходимостью и грузоподъемностью, чем «Полуторка»
    Но в годы Великой Отечественной даже самые простые грузовые автомобили совершали настоящие подвиги – это и транспортировка вооружений, боеприпасов и доставка продовольствия.
    Самой большой  грузоподъёмностью обладал американский Форд – 6, но у него были и свои недостатки.
    На наших дорогах превышение грузоподъемности неизбежно вело к поломке передних рессор и главной передачи.
    Двигатель, работавший в довольно напряженном тепловом режиме, быстро перегревался и выходил из строя. На таких автомобилях  Григорий Архипович ездил совсем недолго, они быстро ломались. Больше всего фронтовые дороги он исколесил на ЗИС-5.
    На своём автомобиле он возил грузы, солдат на линию фронта. Груз обычно возили ночью, без света. Иногда впереди автомобиля шёл человек и освещал дорогу фонарём.
    Машины часто попадали под  артиллерийский обстрел противника. Даже приходилось выскакивать из неё и прятаться в воронках, которые появлялись после попадания снарядов. Почему- то солдаты верили, что дважды снаряд в одну и ту же воронку не попадает. И, действительно, в  Григория Архиповича только один раз попал осколок. Ранение было  незначительное, он обошёлся без госпиталя. Автомобили, на которых он перевозил грузы, оставались целыми всю войну. Хотя был один случай, когда надо было  переправиться через реку ( название  её  Григорий Архипович не помнит) и доставить боеприпасы на линию фронта. Можно было ехать вброд, где было мелко, или через мост, на котором был установлен знак, указывающий  его грузоподъёмность. В его машине   груза было значительно больше, но молодой сержант, который отвечал за сохранность груза, приказал ехать через мост.  Григорий Архипович не имел права ослушаться приказа старшего по званию, мост не выдержал, и машина свалилась в реку. Груз был потерян, машина разбита.  Григорий Архипович при падении повредил руку и  попал в госпиталь. После лечения, дальнейшую  службу он продолжил в 112  роте охраны   Северо-Кавказского  военного округа, продолжая перевозить грузы и солдат на линию фронта.     Однажды надо было вести груз из Краснодара на Крымский полуостров. Старшина, сопровождавший машину, узнав о том, что  Григорий Архипович родом из станицы Сенгилеевской, предложил на 2 дня съездить в станицу, тем более, что  Григорий Архипович заслужил этот отпуск. По дороге возникли некоторые трудности. Мост через Армавир был взорван, пришлось переправляться на пароме. Это заняло намного больше времени. В родной станице  обрадовались приезду  Григория Архиповича. Мачеха, Ефросинья Емельяновна, приветливо встретила гостей.  Наварила много куриного мяса, дала в дорогу, а также передала подарки солдатам на фронт.
     В составе 112 роты охраны   Григорий Архипович принимал участие в освобождении Крыма. 
    Историческая справка.
    11 апреля 1944 года наши войска начали операцию по освобождению Крыма, были отбиты Джанкой и Керчь. К 13 апрелю были освобождены  Симферополь и Феодосия. 
     5-7 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта начали штурм  немецких оборонительных рубежей. 9 мая они полностью освободили Севастополь, а 12 мая остатки вражеских войск сложили оружие на мысе Херсонес.
    Операция по освобождению полуострова от фашистских захватчиков продлилась чуть больше месяца, и позднее была признана одной из самых успешных в истории Великой Отечественной. 
    После Крымской наступательной операции  Григорий Архипович продолжил службу в составе 42 гвардейской гаубичной артиллерийской  бригады, которая находилась в Крыму недалеко от города Алупка. 
    Историческая справка.
    Алупка – это курортный город на южном берегу Крыма,  он pacполoжeн   в семнадцати километрах  oт Ялты. 8 ноября 1941 года Алупку оккупировали гитлеровцы.  И только 16 апреля 1944 года части Отдельной Приморской армии освободили Алупку от немецко-фашистских захватчиков.  
    Григорий Архипович помнит, как   в конце марта 1945 года возил грузы в город Алупку.  Грузы, а это большие ящики, сделанные из фанеры, привозили в город, разгружали, затем ехали за новым грузом. Необычным было то, что груз сопровождала специальная охрана. Содержание груза не было известно. Через каждые полкилометра  были установлены специальные блокпосты, охрана останавливала машину   и тщательно её проверяла.  Григорий Архипович  даже не подозревал, что перевозимый им груз был предназначен для Ялтинской (Крымской) конференции. В то время умели  хранить информацию. О конференции  Григорий Архипович стало известно только после того, как она закончилась, и о её решениях узнал весь мир.
    Историческая справка.
    Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав проходила с 4 по11 февраля 1945.  Это встреча лидеров "Большой тройки" стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте.  
    К тому моменту крах нацизма сомнений уже не вызывал, и победа над Германией была лишь вопросом времени — в результате мощных наступательных ударов советских войск военные действия были перенесены на германскую территорию, и война вступила в завершающую стадию.  
    "Крымская конференция проходила в условиях решающих побед Советских Вооружённых Сил, неизмеримо возросшего авторитета СССР и его последовательной внешней политики. Она стала важным этапом в борьбе миролюбивого человечества за скорейшее окончание войны и демократическое решение послевоенных проблем».
    Вопрос о встрече лидеров "большой тройки" начал поднимать первым Рузвельт, а затем и Черчель. Глава Советского правительства  также высказался за необходимость такой встречи. Вместе с тем он указал, что в данное время советские войска ведут наступление по всей линии фронта, и он не может покинуть Советский Союз и оставить руководство армиями даже на самое короткое время. Сталин предложил провести конференцию в Ялте. За месяц до начала конференции последовал приказ наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии "О специальных мероприятиях в Крыму". Он возложил на заместителя Наркома Внутренних дел СССР Круглова организацию и руководство всеми работами по приведению в готовность зданий, оборудования, организацию связи и чекистско-войсковой охраны объектов специального назначения". 
    Этим и объясняется сверхсекретность, о которой рассказывает   Григорий Архипович. Через несколько месяцев фашистская Германия капитулировала.
    О том, что война окончена, Григорий Архипович узнал, находясь в Симферополе. Но домой он вернулся только через год в апреле 1946 года. Необходимо было помочь жителям Крыма собрать урожай с полей, восстановить  разрушенное хозяйство. Он на машине возил пшеницу на элеватор. За то, что  Григорий Архипович добросовестно трудился, перед отправкой домой командир роты водителей подарил ему кирзовые сапоги. Вернувшись,   в родную станицу, он  встретил свою будущую супругу, Марию Павловну.  У них родились две дочери - Лидия и Нина. Первые послевоенные годы были голодными. Старшая дочь Лида  часто болела, чтобы как - то прокормить семью, решили купить корову. Для этой покупки продали кирзовые сапоги и пальто Марии Павловны. Поносить армейский подарок  Григорию Архиповичу не удалось. 
    Всю жизнь  Григорий Архипович работал шофёром в колхозе.    Ушёл на заслуженный отдых. В   2015 году ему исполнилось 95 лет. На юбилей   собралось много гостей. Приезжала корреспондент из газеты    «Ставропольский репортёр» Ольга Шилова. Она написала статью в своей газете под названием «Песни, что поёт душа». 
    Действительно,  Григорий Архипович помнит много песен своей молодости и с удовольствием их поёт. Самые любимые его песни «Смуглянка» и «Синий платочек». «Бывало вечером сидим у костра, поужинаем супом из фасоли или гороха, а чаще всего солдатской каши, 
    настроение поднимется, и начинаем петь песни».  Григорий Архипович вёл здоровый образ жизни. Он бросил курить сразу после войны. «В войну никак не получалось. Заработанную плату, которую платили мне как шофёру, а это 12 рублей, тратил на махорку. Пачка хороших сигарет стоила 75 рублей, поэтому домой денег не посылал. Их просто не хватало».  Григорий Архипович был общительным человеком. Он очень любил «мальчишники», которые ему организовывает   его дочь, Нина Григорьевна. Она собирает у них дома всех ветеранов Великой Отечественной войны,  устраивает им чаепитие, а они вспоминают свои фронтовые истории и как будто сразу становятся моложе  на несколько лет.  Григорий Архипович интересовался всеми событиями, которые происходили в нашей стране и в мире.  В 2014 году, когда решалась судьба Крыма,  он очень переживал. Ведь он его освобождал от немецко-фашистских захватчиков и помогал восстанавливать разрушенное хозяйство. «Обязательно нужно исправить ошибки наших политиков и Крым вернуть в состав России»- часто говорил он. И как же  Григорий Архипович был счастлив, когда его мечта осуществилась. Умер Григорий Архипович 5 февраля 2017 года.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie